Звукомастер

Звуковой редактор – штука в хозяйстве, несомненно, полезная. Оцифровать старые записи, нарезать мелодии для сотового телефона – всё это можно без труда сделать в такой программе. Но что если необходимо чуть больше? Изучать монстров типа SoundForge? Это не наш метод!

До недавнего времени все мои эксперименты со звукозаписью и обработкой вполне укладывались в рамки возможностей старины Audacity. Эта крохотная бесплатная программа позволяет захватывать звук с любых источников, удалять шумы, вырезать лишнее, накладывать эффекты… Но вот свести при помощи неё несколько дорожек в одну – задача непростая. А уж если нужно смонтировать сложную композицию…
Однако же, как я уже сказал, разбираться ради такой простой, в общем-то, операции с чем-то монструозным мне не хотелось. Порыскав по просторам Великой Паутины, я нашел выход – маленькую программу с говорящим названием Reaper (www.reaper.fm, 2,1 Мбайт, Shareware).

Морда лица
На первый взгляд, интерфейс Reaper’а кажется слишком громоздким (см. рисунок). Однако спустя час работы понимаешь, что все кнопки, в общем-то, на своих местах, и мысленно начинаешь благодарить разработчиков. Немного отвлекает только англоязычность интерфейса. Во всяком случае, меня, плохо знакомого с терминологией.

Желающие немного освободить место на экране, могут отключить «лишние» панельки инструментов. Но в таком случае рекомендую вам запомнить горячие клавиши, которые их включают обратно, дабы не приходилось постоянно ползать в меню. Собственно, все панели на экране уместить просто не удастся – даже 21’’ монитора будет мало (на 15’’ мониторе работать даже не пытайтесь – будет больше мучений, чем пользы).

Умелые ручки
Немного освоившись с панельками и кнопочками, приступаем к изучению функций Reaper. Основное назначение этой программы, как я уже сказал, – монтаж звуковых файлов. А как известно, самый простой (но при этом – эффективный) способ монтажа – это «раскладка» звуковых фрагментов по линейкам. В этом вы могли убедиться, поработав с программами видеомонтажа (например, Adobe Premier). Здесь используется тот же принцип: вы можете создать любое число линеек, разложить по ним звуковые фрагменты (музыка, голос, эффекты), для удобства давая им названия, после чего можно приступать непосредственно к монтажу…
Сведение дорожек осуществляется в Reaper предельно просто: перетаскиванием треков по линейкам (или между ними) мышью. При необходимости можно подогнать положение фрагмента вручную – при помощи окна «Свойства трека». Также для удобства можно включить сетку и выравнивание по ней. Каждую дорожку можно прослушать отдельно, сгруппировать с соседними или временно приглушить, что очень удобно для прослушивания результатов ваших экспериментов. Прослушать треки, кстати, можно нажатием всего лишь одной кнопки.
Помимо собственно монтажа, Reaper позволяет применить к каждому треку эффект, коих в данной программе – огромное число, начиная от банальнейшего эха и заканчивая хитрыми переходами и затуханиями. Всё это хозяйство разложено по полочкам в довольно удобной библиотеке.
Дабы помочь пользователям разобраться с многочисленными функциями программы, разработчики положили в дистрибутив демонстрационный проект с десятком дорожек, каждая из которых демонстрирует одну или несколько функций программы. Я, правда, предпочитаю разбираться методом тыка, а не копаться в чужих исходниках, но кому-то пример может и пригодиться.

Ложка дёгтя
Как следует из документации программы, Reaper умеет выполнять практически всё, что положено звуковому редактору: записывать треки, удалять шумы, производить обработку треков посредством фильтров. Но эти функции, как мне кажется, при разработке были задвинуты на задний план. Пользоваться ими, мягко говоря, неудобно. Мне, например, попросту не удалось произвести банальнейшую запись с микрофона – программа ругалась непонятно на что. Копание в настройках и менюшках не принесло никакого результата.

Каждому – своё
Поработав с Reaper буквально несколько дней, я пришёл к простому выводу. Эта программа станет отличным дополнением к Audacity. При помощи последнего гораздо удобнее записывать звук и производить начальную обработку (удаление шумов, например). После чего треки передаются в руки Reaper’а, который позволяет быстро и без лишних усилий смонтировать их. В общем, в очередной раз подтвердился давно известный факт: узкоспециализированные программы справляются со своими обязанностями гораздо лучше, нежели громоздкие «универсальные» пакеты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *