«Госуслуги». Что такое и с чем едят?
Портал «Госуслуги», открывший сегодня, 16 декабря, свои двери россиянам, уже давно привлекает внимание общественности. Началось всё с громкого заявления правительства о грядущей «айтификации» чиновьичьего ремесла, центром которой станет новый портал, объединяющий все министерства и ведомства. Портал это по планам должен был стать этаким «первым окном», в котором любой желающий сможет получить первую информацию, взять бланки заявлений и узнать, куда бежать дальше.
В планы правительства, правда, в какой-то момент вмешались киберсквоттеры, захватившие домен gosuslugi.ru. Но спор был быстро урегулирован (как именно — не известно) и разработчики портала объявили, что оный будет запущен 31 декабря 2009 года. Генеральный подрядчик («Ростелеком»), однако, управился быстрее (за 181 млн рублей стоило расстараться) и «Госуслуги» — уже в строю.
Не обошлось, впрочем, и без эксцессов — первая попытка запуска портала, предпринятая разработчиками накануне, фактически провалилась: сайт ушел в офлайн буквально через полчаса. Сперва об этом свидетельствовала ошибка 404 на главной странице, чуть позже заглушка «It works!» и наконец — сообщение «Идут регламентные работы», перемещающееся с «502 Bad Gateway». Фактически, на уже открытом (формально) портале вовсю шли пуско-наладочные работы.
Ночью 16 декабря главная страница «Госуслуг» таки заработала, но первые посетители не смогли получить доступ к большинству внутренних разделов. Ситуация исправилась лишь к 8 утра по Москве, но не прошло и получаса, как опять начались неполадки. По официальной версии, озвученной представителем «Ростелекома» Андреем Любиным, проблемы с функционированием сайта связаны с техническими неполадками, возникшими «при переходе от тестового режима к эксплуатации». Минкомсвязи в лице Елены Лашкиной, впрочем, уверено, что сайт подвергся атаке хакеров.
Реальность же скорее всего ещё более прозаична — сервер попросту не справился с нагрузкой. По словам представителей «Ростелекома» в течение первых часов работы «Госуслуг» было зафиксировано «более тысячи запросов в секунду, около трёх миллионов запросов в час».
Так или иначе, в настоящее время государственный портал функционирует и мы можем познакомиться с ним поближе.
Первое, что бросается в глаза после беглого знакомства с главной страницей сайта — надпись в «подвале», гласящая, что администрация портала «не несёт ответственности за некорректную информацию, размещённую на портале», а «информация об ошибках будет оперативно передана в ведомство, разместившее информацию». Своеобразное заявление, однако.
На практике, впрочем, всё не столь печально — на первый взгляд информация собрана вполне достоверная.
Согласно официальным данным Минкомсвязи, в данный момент портал содержит «информацию о более чем 400 государственных и муниципальных услугах, включая 100 федеральных». Среди них — услуги, оказываемые ГИБДД, Федеральной миграционной службой, ФНС, Пенсионным фондом РФ, Росреестром, отделами ЗАГС.
Региональная информация пока представлена не в полной мере, но жители ряда регионов смогут получить все необходимые справки. Радует, что среди этих регионов есть и Киров. Заместитель губернатора нашей области Эдуард Носков заметил недавно: «На заполнение рубрики, касающейся Кировской области, потратили несколько месяцев. Надеемся, что в январе-феврале портал станет общедоступным для населения».
Что касается конкретных документов, представленных в «Госуслугах», то пока упор сделан на сугубо справочную информацию. К примеру, можно быстро узнать, где какие услуги оказываются, какие нужны документы, каков график работы необходимых ведомств.
Чуть позже на портале появятся обещанные ранее бланки всяческих заявлений, которые можно будет заполнить прямо на экране и распечатать. А с 1 января 2012 года часть документов можно будет отправить в госорганы в электронном виде.
Что действительно радует, так это дизайн нового портала и его эргономика. На фоне последних «государственных творений», на которые, несмотря на вбуханные миллионы, больно смотреть, «Госуслуги» выделятся продуманностью и аккуратностью.
Система навигации — предельно проста. Для начала посетитель должен выбрать регион, ведь «порядок оказания услуг может зависеть от места получения услуги» (цитата с сайта).
Далее нужно выбрать одну из двух «вкладок» — услуги для физических лиц или для лиц юридических. На «вкладках» собраны тематические категории услуг, информация о которых в настоящее время доступна. Причём, полный список услуг можно упорядочить по категориями (скажем, «Гражданство, регистрация, визы» или «Жилищно-коммунальное хозяйство», по жизненным ситуациям («Выход на пенсию», «Организуем приусадебное хозяйство») или по ведомствам. В последнем случае вопрошающий сможет лицезреть полную «вертикаль власти», из которой можно выбрать нужную ветвь. Как мне кажется, от такого варианта польза только одна — в случае, если какой-то госорган не смог решить вашу проблему, или у вас есть жалоба, то здесь вы без труда сможете узнать, куда можно подать жалобу (а заодно — и как именно это можно сделать).
Внутри разделов документы разложены по группам. К примеру, в разделе «Социальное обеспечение» можно найти категории «Информирование», «Пенсионное обеспечение», и “Социальная поддержка». Сортировка, в принципе, логичная, но на этом этапе, на мой взгляд, не хватает дополнительных пояснений к каждому из разделов.
С технической точки зрения сайт также реализован довольно грамотно. К месту используется AJAX, аккуратно выполнена вёрстка (мне не удалось найти проблем с отображением в основных браузерах). Пожалуй, претензия есть лишь к форме выбора населённого пункта. Во-первых, в ней не работает поиск — искать, скажем, Кировскую область, приходится в списке всех регионов России. Во-вторых, при выборе желаемого региона периодически получаешь ошибку 504 («HTTP-шлюз не отвечает»). Последнее, впрочем, может быть вызвано уже упоминавшейся перегрузкой сайта. Хотя это не оправдывает разработчиков — если уж сайт не справляется с потоком посетителей в первый день своей работы, то что будет после его «раскрутки» (а ведь по слухам, уже готовится реклама на центральных телеканалах)?
Итоговое впечатление, впрочем, скорее положительное. Если «Ростелекому» и Минкомсвязи удастся в ближайшее время решить технические проблемы, а дальнейшее наполнение сайта пойдёт точно по плану, то через пару лет, к моменту запуска «электронных услуг» в ряде государственных ведомств, этот сайт вполне может стать реальным подспорьем на ниве борьбы с извечной российской бюрократией. Если, конечно, к тому времени господа поместные чиновники не придумают методы борьбы с этим самым подспорьем. С них станется.
PS. К моменту публикации этой статьи «Госуслуги» снова ушли в нирвану. Интересно, надолго ли?
Лежит сайтик… Ростелеком не мог нормальные серваки поставить,..
«Оно живое, живое» (с) :)))
Регитраци не робит. Просят в первом квартале 2010_го придти.
Не обошлось, в прочем, и без эксцессов — гм-гм, кто там у нас Главред.Ру затевал? 😉 А вот и ещё: Фактически, на уже открытом (формально) портале во всю шли пуско-наладочные работы. И ещё: Для начала посетитель должен выбрать регион, дабы, ведь «порядок оказания услуг может зависеть от места получения услуги» (цитата с сайта). Ну, и кто у вас корректор, ребята?..
А по поводу сайта «Госуслуги» — у мя в Опере куки включены, но портал ругается именно на блокировку кук — и работать отказывается! 🙁
Печеньки кривые передаёт, вот и ругается браузер.
Так то идея отличная, лишь бы только реализация не подвела.
Там на самом деле много ещё чего не доделали. «Слежение» за прохождением своих бумажек по инстанциям, например (о котором вчера Рент-ТВ вещал). Но база документов реально большая, так что какая никакая польза от портала есть.
В смысле — вообще не пускает, или что-то не работает из сервисов?
У меня Opera не ругается (версия 10.10 Unite). И другие браузеры тоже нормально с этим порталом работают.
На нынешнем этапе реализация вполне неплоха. Хотя мелкие косяки есть, не без этого. А вот что серверы с нагрузкой не справляются — это плохо. Для сайта такого масштаба (да при таком-то бюджете!) могли бы подготовить техническую базу. Поставить несколько серверов, например. Сдаётся мне, всякими Вконтактами больше народа пользуется, и ничего — держат нагрузку.
Ну, начало положено… Только, сдаётся мне, это какое-то начало конца. Учитывая уровень компьютерной грамотности населения, затейники огребут больше геморроя с поддержкой пользователей и обслуживанием программно-аппаратного хозяйства. Да и процентов 60 населения «кому за х0» ни за что не будут пользовать «бесовский тырнет», а опять-таки будут околачивать пороги соответствующих структур… Со стыдом пора признать, что по уровню компьютеризации сферы услуг Россия отстала от цивилизованной Европы лет на 10, если не более. Это рассматриваю, как жалкую попытку чего-то там изобразить. Интересно было бы почитать отчёт об освоении заложенных средств. Думаю, шишки из ростелекома уже купили себе/жене/детям/любовницам по новой машине. Как-то не так всё началось…
Сначала бы компьютеризировали страну толком. А то взять, к примеру, нашу же область: города, посёлки ещё более-менее, а кому в деревне скажи, что вот, можно сейчас в интернет делать то и это — не поймут. Да и с нашей тотальной интернетизацией в лице бессменного монополиста ВТ сколь-нибудь глубоко внедрить компьютеры и интернет в сельскую местность невозможно. Где-то мелькала кибер-почта с услугами по предоставлению выхода в Сеть. Да вот незадача — в сельской местности такое вряд ли практикуют (свечку не держал, не могу утверждать), да и часто в таких пунктах, извиняюсь, такие деревья сидят, что их самих в пору на курсы компьютерной граммотности отправлять…
Как это всё знакомо: поставлена тупая задача, она же по-тупому исполнена, а потом наказание невиновных и награждение непричастных… Россия, одним словом…