Что нам стоит сайт построить? Выбираем хостинг

Изучив практически все базовые аспекты сайтостоения, мы подошли к главному — выбору площадки для размещения нашего творения. И если с бесплатным хостингом всё более или менее ясно (благо предложений не так много), то выбор хостинга платного — дело непростое. Давайте разбираться.

Аз, буки, веди…
Выбор хостинга — задача для новичка непростая. Количество рекламных предложений, выводимых любым поисковиком по запросу «хостинг», помноженное на огромное число параметров, которые рекламируемые компании указывают в своих тарифных таблицах, способны окончательно запутать неопытного web-мастера. Попробуем разобраться во всём по порядку.
Для начала выделим наиболее популярные виды хостинга. Самый распространённый — «обычный» виртуальный хостинг («shared»). С технической точки зрения представляет собой мощный сервер, подключенный ко Всемирной Паутине широким каналом. На этом сервере единовременно существуют десятки (или даже сотни) сайтов. При этом все они используют одну копию ОС с установленными в ней служебными программами. Если сайтов у хостера много, а сервер недостаточно мощный, могут возникнуть проблемы. Поэтому при выборе такого хостера не лишним будет уточнить, сколько сайтов он размещает на одном сервере. Кроме того, такая сложная система нуждается в предельно грамотной настройке и аккуратном администрирование.
К несомненным плюсам shared-хостинга стоит отнести его невысокую стоимость и доступность — предложения по такому виду услуг есть у всех хостинг-провайдеров. Кроме того, такой хостинг не требует глубоких знаний в администрировании сервера — большую часть работы по настройке ПО выполняет провайдер, клиенту же остаются лишь небольшие настройки, доступные через панель управления (её предоставляют практически все хостеры).
Вторая популярная услуга хостеров (впрочем, уже далеко не всех) — выделенный сервер. Его самая распространённая разновидность — это так называемый co-location — размещение собственного сервера на технической площадке хостинг-провайдера (в дата-центре). При этом услуги провайдера сводятся к обслуживанию вашего оборудования и предоставлении интернет-канала. Как вы понимаете, при таком раскладе вы вольны использовать любое (или почти любое — иногда провайдер накладывает некоторые ограничения на оборудование клиента; в частности — на форм-фактор сервера) оборудование и ПО. Главный минус такого вида хостинга — необходимость географической близости к офису хостера. Согласитесь, администрировать собственный сервер, находящийся в Москве, проживая в Кирове, проблематично. В нашем же городе хороших площадок, предоставляющих возможность размещения серверов, в данный момент нет.
Очень похожа на co-location ещё одна услуга — dedicated servers. Единственное её отличие в том, что сервер, поступающий в ваше полное распоряжение, в данном случае берётся в аренду у хостера. Обходится это дешевле. К тому же, не возникнет проблем в случае поломки — у провайдера всегда найдутся подходящие резервные комплектующие. К тому же, такой вариант решает проблему географической удалённости клиента и провайдера — арендуемый вами сервер будут обслуживать сотрудники последнего.
Промежуточный вариант хостинга, по своим свойствам являющийся компромиссом между shared-хостингом и выделенным сервером — это так называемый виртуальный выделенный сервер (Virtual Private Server — VPS; или Virtual Dedicated Server — VDS). В России эта услуга пока распространена мало, но ситуация быстро меняется. С точки зрения web-мастера такой сервер выглядит так же, как и реальный физический — вы можете устанавливать любое ПО и управлять ОС. Однако в реальности такой сервер реализуется при помощи специального ПО, распределяющего ресурсы физического компьютера. Таким образом, на одном физическом сервере можно разместить несколько виртуальных, каждый из которых управляется абсолютно независимо. ПО для виртуализации привязано к ОС, поэтому её вы самостоятельно сменить не сможете — и это существенный минус такого решения. Ещё один минус — невозможность управления конфигурацией сервера. Впрочем, эти недостатки с лихвой компенсируются ценой на такой хостинг (в сравнении с ценой dedicated server).
Какой вид хостинга выбрать — решать вам. Здесь всё зависит от преследуемых целей. Дадим лишь общие рекомендации. Выделенный сервер стоит покупать лишь в том случае, если вы, во-первых, собираетесь запустить очень ресурсоёмкий сайт (поисковую систему, файловый архив и т.п.), а во-вторых, уверены, что вложения себя окупят. Виртуальный выделенный сервер стоит выбрать в том случае, если вы планируете запустить большой и посещаемый ресурс, но не хотите вкладывать средства в собственный сервер. стоит выбрать в том случае, если вы планируете запустить большой и посещаемый ресурс, но не хотите вкладывать средства в собственный сервер. Если же вы собираетесь создать небольшой сайт или не слишком ресурсоёмкий портал, ваш выбор — обычный shared-хостинг.

Главное — начать
Разобравшись с типом хостинга, перейдём основным характеристикам хоста. Начинающий web-мастер, не имеющий опыта в выборе хостинг-провайдера, смотрит, как правило всего на пару параметров, указанных в тарифном предложении, а выбор делает исходя из цены. В определённом смысле такой подход верен, но… Увы, зачастую самую низкую цену предлагают компании-однодневки, пользоваться услугами которых рискованно.
Среди компаний одного уровня цены, как правило, примерно одинаковы (правда, набор дополнительных услуг, входящих в цену может разниться — но об этом мы поговорим чуть позже), так что не стоит гоняться за призрачной разницей в 10-20 рублей в месяц. Лучше для начала определиться с некоторыми более важными параметрами будущего дома вашего сайта.

Размер имеет значение?
Первое, на что я предлагаю обратить внимание, — это условные показатель «Размер компании-хостера». Какую роль он играет? Во-первых, крупная компания, не первый год работающая на рынке, уже имеет какую-никакую репутацию, а значит, вы легко сможете найти в Сети (скажем, на сайте hostobzor.ru) десятки отзывов клиентов, что всегда помогает сделать выбор. С другой стороны, в крупных компаниях, как правило, весьма жёсткие правила, и с этим придётся мириться — вам вряд ли позволят установить на сервер ПО, не предусмотренное техническим регламентом (скажем, чаты пускают на свои хосты далеко не все крупные компании).
В случае с молодой компанией всё наоборот: у клиента больше шансов на индивидуальный подход, но выше и риск — о компании ничего пока не известно (или известно мало, и отзывы очень противоречивы).
Кроме чтения обзоров на специализированных сайтах, стоит поискать отзывы по Сети (просто введите в любом поисковике название хостера) — иногда удаётся узнать немало интересного. Правда, здесь стоит учесть один чисто психологический вопрос: довольный клиент вряд ли будет на каждом углу восхвалять своего хостера, а вот клиент разгневанный будет ругаться, где только можно. Так что ориентироваться лишь на ругательства не стоит — клиенты ведь тоже разные бывают. К тому же, известны случаи, когда от имени «разгневанного клиента» пишут сотрудники компании-конкурента.
Ещё один показатель из этой же серии — список клиентов кандидата в ваши хостеры. Если в списке много известных имён, значит провайдер востребован и скорее всего, проблем с ним у вас не будет (хотя, как показывает практика, из этого правила бывают исключения: некоторые крупные хостеры более пренебрежительно относятся к «мелким» клиентам — опять-таки не поленитесь поискать отзывы от клиентов разной величины).

Моральная поддержка
Выбрав из всех существующих на рынке предложений десяток более или менее подходящих для ваших целей, обязательно пообщайтесь со службой поддержки каждого из них. Не стесняйтесь задавать наравне с техническими вопросами разной степени сложности (скажем, спросите «А будет ли нормально работать на вашем сервере мой движок?») вопросы чисто организационные (например, «А вы поможете мне установить движок?»). По ответам работников службы поддержки можно легко оценить их отношения к клиентам. Если на все вопросы вас посылают в FAQ, не уточняя факты, в оном не расписанные, то вряд ли стоит доверять такой компании. Скорее всего и в дальнейшем они будут вести себя подобным образом, не пытаясь решать ваши индивидуальные проблемы. И наоборот: если вам культурно и грамотно разъясняют все вопросы — это сильный плюс. Запомните, поддержка — штука важная, и в случае с хостингом поддержка в стиле «Как я вам сочувствую!» неуместна. Впрочем, не стоит забывать, что в обязанности хостера, по большому счёту, не входит колупание с вашими скриптами/движками, и будет ли поддержка вам помогать в установке ПО и его настройке — вопрос отношения к клиенту.
Ещё один важный параметр — время ответа службы поддержки. Если ответа на своё письмо вы ждали несколько дней — вычеркните такую компанию из вашего списка. Вполне вероятно, что если ваш сайт вдруг перестанет работать, вам придётся ждать не меньше. Впрочем, этот показатель достаточно условен.
Очень многие компании пишут на сайте, что служба поддержки работает 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Как показывает практика, очень часто это лишь способ привлечь клиента. На деле же ночью поддержка либо не отвечает вовсе, либо отвечает только на самые простые вопросы (например, как настроить почтовую программу для работы с их сервером), тогда как люди, способные решить технические вопросы (перезагрузить сервер, настроить ПО и т.п.) будут лишь в рабочее время. В общем, если хостер честно пишет на своём сайте, что поддержка оказывается лишь с 9.00 до 18.00 — это не повод отметать его предложение. Скорее, наоборот.
Также стоит обратить внимание на форму ответа службы поддержки. Согласитесь письмо с фразами «Нет проблем, мужики, всё будет!» как-то не прибавляет солидности компании, из недр которой оно пришло. А если ещё и в подписи стоит что-нибудь вроде «Админ Крутого Хостинга, aka CoolHaker», то репутация компании мгновенно падает ниже плинтуса. И наоборот: грамотное письмо, подписанное настоящими именем, внушает уважения. Ещё лучше, если на несколько ваших писем в одну компанию отвечали разные сотрудники службы поддержки — это как минимум говорит о том, что поддержкой занимается не один человек.
Если у вас есть возможность, позвоните в офис компании-претендента и задайте какой-нибудь простой вопрос. Скажем, уточните, предусмотрены ли у них скидки студентам/ветеранам или что-нибудь в этом духе. Если при этом в трубке раздастся «сейчас позову», а потом ответивший окриком зовёт к телефону какого-нибудь Васю или Диму — стоит задуматься. Если же вас вежливо переключают на нужного сотрудника компании, можно поставить плюсик.

От старого к новому
Иногда у web-мастеров возникает необходимость перенести сайт от одного хостера к другому. В этом случае к прочим параметрам, которые нужно учитывать при выборе нового хостера, добавляется ещё один, уже упомянутый мной выше — возможность переноса вашего сайта на новое место обитания. При всей кажущейся простоте, этот процесс может доставить немало хлопот — особенно если ваш сайт работает на движке (или, что ещё хуже, — на нескольких). Дело в том, что практически у каждого хостера серверы используют свой набор ПО (пускай даже основа всегда одна) со своим набором настроек. И значительная разница в этих наборах может привести к тому, что ваш сайт (движок) придётся после переноса перенастраивать. Кроме того, возможны проблемы с переносом баз данных MySQL (особенно с кодировками и версиями). В общем, если вы не дока в этих делах, помощь службы поддержки будет не лишней. Кто лучше хостера знает, как устроены его серверы?

Всегда готов!
Практически каждый опытный web-мастер знает такое понятие, как «аптайм» (англ. «uptime» — время бесперебойной работы). Обычно его выражают в процентном отношении времени доступности сайта к времени его недоступности. Скажем, если за год работы какого-то сайта аптайм составил 98%, значит 2% времени (около недели за год) сайт был недоступен.
Чем выше аптайм сайтов на серверах какого-то хостера, тем лучше. Однако стоит помнить, что 100% аптайм практически нереален — никто не застрахован от поломок техники и ошибок в работе.
Не стоит безоглядно доверять и показателям различных сервисов мониторинга аптайма — их достаточно легко обмануть. Скажем, на мониторинг хостер ставит один сервер, на котором размещено всего несколько сайтов, а о том, что на остальных серверах аптайм не превышает, скажем, 94% вы узнаете, только став клиентом.

Железки
На первом этапе общения с хостером нужно обязательно поинтересоваться, какие серверы он используется. Сейчас все солидные компании (независимо от размеров) предпочитают серверы от известных производителей обычному самосбору. Лучше всего, если в ответ на ваш вопрос провайдер просто назовёт модель используемого им шасси, а не будет сыпать чисто рекламными слоганами про «4 гига памяти и двухъядерные процы».

Трафик
Большинство начинающих web-мастеров даже не задумывается, какой объём информации потечёт от хостера к посетителям вашего сайта. А между тем, это очень важный показатель, ведь если каналы хостера окажутся перегружены, ваш сайт окажется недоступен.
Как и интернет-провайдеры, хостеры делят трафик на входящий и исходящий. В тарифных планах на их сайтах очень часто указывается, что трафик не ограничен, но на самом деле это далеко не всегда так. Чаще всего трафик ограничен достаточно большим числом (скажем, 10 Гбайт), после превышения которого вам придётся доплачивать, или же какими-нибудь хитрыми условиями. К примеру, трафик бесплатен, если российский трафик превышает зарубежный. Всегда обращайте внимание на подобного рода примечания к тарифному плану и мысленно применяйте эти ограничения к своему сайту — возможно, они вас вполне устроят, но может статься, что окажутся неприемлемы.
Если в тарифном плане на сайте информации про трафик нет вовсе, обязательно уточните этот вопрос у службы поддержки.

Размещение серверов
Перед размещением своего сайта, не лишним будет поинтересоваться у хостера, где физически находятся его серверы. В принципе, это можно сделать и самостоятельно, выполнив в консоли Windows (Пуск>Выполнить->cmd) следующую команду:

tracert www.мой_хостер.ru

В результате вы получите запросов от вашего компьютера до сервера хостера. Последнее звено в этой цепочке будет содержать имя владельца технической площадки, на которой стоят серверы вашего будущего хостера. Если площадка внушает доверие — ставим плюсик.

Первые итоги
Сегодня мы разобрались с самыми важными аспектами выбора хостера. Во-первых, определились с типом необходимого нам хоста, а во-вторых, научились отсеивать список рекламных предложений, выбирая наиболее симпатичные с организационной точки зрения варианты.
В следующий раз мы поговорим о технических аспектах, на которые стоит обратить внимание, выбирая место для вашего будущего сайта.

1 комментарий

  1. От Сергей

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *